healthy_back: (Default)
[personal profile] healthy_back
Материал 2016г, и я так его и помню примерно этого времени. Был уверен, что у меня есть эта статья, но не могу найти. UPD: https://healthy-back.livejournal.com/362318.html (https://healthy-back.dreamwidth.org/355930.html)

https://en.wikipedia.org/wiki/Procrustes
https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82#%D0%9F%D1%80%D0%BE%D0%BA%D1%80%D1%83%D1%81%D1%82%D0%BE%D0%B2%D0%BE_%D0%BB%D0%BE%D0%B6%D0%B5 Прокрустово ложе

https://www.thestar.com/news/insight/2016/01/16/when-us-air-force-discovered-the-flaw-of-averages.html
When U.S. air force discovered the flaw of averages
Когда американские ВВС обнаружили недостаток усредненной конструкции


В начале 1950-х годов молодой лейтенант осознал фатальный изъян в конструкции кабины пилота реактивных самолетов ВВС США. Тодд Роуз рассказывает об этом в отрывке из своей книги "Конец усреднения" (The End of Average) https://www.amazon.com/End-Average-Unlocking-Potential-Embracing/dp/0062358375/ref=sr_1_1?keywords=The+End+of+Average&qid=1677403627&sr=8-1.

В конце 1940-х годов ВВС США столкнулись с серьезной проблемой: их пилоты не могли удержать контроль над своими самолетами. Хотя это был рассвет реактивной авиации, и самолеты были быстрее и сложнее в управлении, проблемы возникали так часто и касались такого количества различных самолетов, что ВВС столкнулись с тревожной загадкой, связанной с жизнью и смертью. "Это было трудное время для полетов", - сказал мне один отставной летчик. "Ты никогда не знал, окажешься ли ты в пыли". В самый тяжелый момент за один день разбились 17 пилотов.

Два правительственных названия этих небоевых происшествий - инциденты и аварии, и они варьировались от непреднамеренных пикирований и неудачных посадок до гибели самолетов. Сначала военное начальство возлагало вину на людей в кабинах, называя "ошибку пилота" наиболее распространенной причиной в отчетах о катастрофах. Такое суждение, конечно, казалось разумным, поскольку сами самолеты редко давали сбои. Инженеры подтверждали это снова и снова, проверяя механику и электронику самолетов и не находя никаких дефектов. Пилоты тоже были озадачены. Единственное, что они знали наверняка, - это то, что их навыки пилотирования не являются причиной проблемы. Если это не человеческая или механическая ошибка, то в чем же дело?

После того, как многочисленные запросы остались без ответа, чиновники обратили свое внимание на конструкцию самой кабины. Еще в 1926 году, когда армия проектировала свою первую в истории кабину, инженеры измерили физические размеры сотен мужчин-пилотов (возможность женщин-пилотов никогда серьезно не рассматривалась) и использовали эти данные для стандартизации размеров кабины. В течение следующих трех десятилетий размер и форма сиденья, расстояние до педалей и рукоятки управления, высота лобового стекла, даже форма летных шлемов - все это было сделано в соответствии со средними размерами пилота 1926 года.

Теперь военные инженеры начали задаваться вопросом, не стали ли пилоты больше с 1926 года. Чтобы получить обновленную оценку размеров пилотов, ВВС санкционировали крупнейшее исследование пилотов, которое когда-либо проводилось. В 1950 году исследователи на базе ВВС Райт в Огайо измерили более 4000 пилотов по 140 параметрам размера, включая длину большого пальца, высоту промежности и расстояние от глаза пилота до уха, а затем вычислили среднее значение по каждому из этих параметров. Все считали, что этот улучшенный расчет среднего пилота приведет к созданию более подходящей кабины и снижению числа аварий - или почти все. Один недавно нанятый 23-летний ученый сомневался.

Лейтенант Гилберт С. Дэниелс (Gilbert S. Daniels) был не тем человеком, которого обычно ассоциируют с переполненной тестостероном культурой воздушного боя. Он был стройным и носил очки. Он любил цветы и ландшафтный дизайн и в средней школе был президентом клуба ботанического сада. Когда он поступил на работу в аэромедицинскую лабораторию на авиабазе Райт сразу после окончания колледжа, он даже ни разу не сидел в самолете. Но это не имело значения. В качестве младшего научного сотрудника он занимался измерением конечностей пилотов с помощью рулетки.

Дэниелс не в первый раз измерял человеческое тело. Аэромедицинская лаборатория наняла Дэниелса, потому что он специализировался на физической антропологии - области, специализирующейся на анатомии человека, - будучи студентом Гарвардского университета. В первой половине 20-го века эта область уделяла большое внимание попыткам классифицировать личности групп людей в соответствии с их средними формами тела - практика, известная как "типирование". Например, многие физические антропологи считали, что короткое и тяжелое тело свидетельствует о веселом и задорном характере, в то время как редеющие волосы и мясистые губы отражают "криминальный тип".

Однако Дэниелс не был заинтересован в наборе текста. Вместо этого его дипломная работа состояла из довольно кропотливого сравнения формы рук 250 студентов Гарварда мужского пола. Студенты, которых исследовал Дэниелс, были из очень похожих этнических и социокультурных слоев (а именно, белые и богатые), но, неожиданно, их руки оказались совсем не похожими. Еще более удивительно, что когда Дэниелс усреднил все свои данные, средняя рука не была похожа ни на одну из рук человека. Не существовало такого понятия, как средний размер руки. "Когда я покинул Гарвард, мне стало ясно, что если вы хотите спроектировать что-то для отдельного человека, то среднее значение совершенно бесполезно", - сказал мне Дэниелс.

Поэтому, когда ВВС поручили ему измерять пилотов, Дэниелс вынашивал частное убеждение о средних размерах, которое отвергало почти столетнюю философию военного проектирования. Сидя в аэромедицинской лаборатории и измеряя руки, ноги, талии и лбы, он постоянно задавал себе один и тот же вопрос: Сколько пилотов действительно были средними?

Он решил выяснить это. Используя данные о размерах, собранные им у 4063 пилотов, Дэниелс рассчитал среднее значение 10 физических параметров, которые считались наиболее важными для проектирования, включая рост, обхват груди и длину рукава. Эти данные составили размеры "среднего пилота", которого Дэниелс щедро определил как человека, чьи размеры находились в пределах средних 30 процентов от диапазона значений для каждого измерения. Так, например, несмотря на то, что точный средний рост, полученный из данных, составлял 5 футов 9 дюймов, он определил рост "среднего пилота" как от 5-7 до 5-11. Далее Дэниелс сравнил каждого пилота по отдельности со средним пилотом.

До того, как он подсчитал цифры, его коллеги-исследователи из ВВС сошлись во мнении, что подавляющее большинство пилотов будут иметь средние показатели по большинству параметров. В конце концов, эти пилоты уже прошли предварительный отбор, поскольку казались среднего роста. (Если бы вы были, скажем, метр семьдесят семь, вас бы никогда не взяли на службу). Ученые также ожидали, что значительное число пилотов будет находиться в пределах среднего диапазона по всем 10 измерениям. Но даже Дэниелс был ошеломлен, когда подсчитал фактическое число.

Ноль.

Из 4063 пилотов ни один не уложился в средний диапазон по всем 10 параметрам. У одного пилота длина рук может быть больше средней, а длина ног меньше средней. У другого пилота могла быть большая грудь, но маленькие бедра. Еще более удивительно, что Дэниелс обнаружил, что если выбрать только три из десяти измерений размеров - скажем, обхват шеи, обхват бедер и обхват запястья - то менее 3,5 процентов пилотов будут иметь средний размер по всем трем измерениям. Выводы Дэниелса были ясны и неопровержимы. Не существует такого понятия, как средний пилот. Если вы спроектировали кабину под среднего пилота, то на самом деле вы спроектировали ее так, что она не подходит никому.

Откровение Дэниелса было той большой идеей, которая могла бы положить конец одной эпохе основных представлений об индивидуальности и положить начало новой. Но даже самая большая идея требует правильной интерпретации. Нам нравится верить, что факты говорят сами за себя, но это, скорее всего, не так. В конце концов, Гилберт Дэниелс был не первым, кто обнаружил, что не существует такого понятия, как средний человек.

Ошибочный идеал

Семью годами ранее газета Cleveland Plain Dealer на своей первой полосе объявила о конкурсе, организованном совместно с Музеем здравоохранения Кливленда и при участии Академии медицины Кливленда, Школы медицины и Совета по образованию Кливленда. Победители конкурса получили бы военные облигации на $100, $50 и $25, а еще 10 счастливиц получили бы военные марки на $10. В чем заключался конкурс? Представить размеры тела, которые наиболее точно соответствуют типичной женщине, "Норме", изображенной на статуе, выставленной в Кливлендском музее здоровья.

Норма была создана известным гинекологом, доктором Робертом Л. Дикинсоном (Dr. Robert L. Dickinson), и его сотрудником Абрамом Бельским, которые создали фигуру на основе данных о размерах, собранных у 15 000 молодых взрослых женщин. Доктор Дикинсон был влиятельной фигурой в свое время: заведующий акушерством и гинекологией в Бруклинской больнице, президент Американского гинекологического общества и председатель акушерства в Американской медицинской ассоциации. Он также был художником - "Роден акушерства", как сказал один из коллег, - и на протяжении всей своей карьеры он использовал свои таланты для рисования эскизов женщин, их различных размеров и форм, для изучения корреляций типов тела и поведения.

Как и многие ученые своего времени, Дикинсон считал, что истина о чем-то может быть определена путем сбора и усреднения огромного количества данных. "Норма" представляла собой такую истину. Для Дикинсона тысячи точек данных, которые он усреднил, позволили понять телосложение типичной женщины - кого-то нормального.

Помимо экспонирования скульптуры, Кливлендский музей здоровья начал продавать миниатюрные репродукции Нормы, рекламируя ее как "идеальную девушку", положив начало увлечению Нормой. Известный физический антрополог утверждал, что телосложение Нормы - это "своего рода совершенство телесной формы", художники провозглашали ее красоту "превосходным эталоном", а преподаватели физкультуры использовали ее как образец того, как должны выглядеть молодые женщины, предлагая упражнения в зависимости от отклонения ученицы от идеала. Один проповедник даже прочитал проповедь о ее, предположительно, нормальных религиозных убеждениях. К тому времени, когда ажиотаж достиг своего пика, Норма появилась в журнале Time, в газетных карикатурах и в эпизоде документального сериала канала CBS "Этот американский взгляд", где ее размеры зачитывались вслух, чтобы зрители могли узнать, есть ли у них тоже нормальное тело.

23 ноября 1945 года газета Plain Dealer объявила победительницу - стройную брюнетку-кассира театра по имени Марта Скидмор. Газета сообщила, что Скидмор любит танцевать, плавать и играть в боулинг - другими словами, ее вкусы были столь же приятны, как и ее фигура, которая считалась образцом женской формы.

Перед началом конкурса судьи предполагали, что размеры большинства участников будут близки к средним, и что конкурс сведется к вопросу о миллиметрах. На деле все оказалось совсем не так. Менее 40 из 3 864 участниц соответствовали среднему размеру только по пяти из девяти измерений, и ни одна из участниц, даже Марта Скидмор, не приблизилась к среднему размеру по всем девяти измерениям. Так же, как исследование Дэниелса показало, что не существует пилота среднего размера, конкурс "Норма похожа на Норму" продемонстрировал, что женщин среднего размера тоже не существует.

Но хотя Дэниелс и организаторы конкурса столкнулись с одним и тем же откровением, они пришли к разным выводам о его значении. Большинство врачей и ученых той эпохи не интерпретировали результаты конкурса как доказательство того, что Норма была ошибочным идеалом. Как раз наоборот: многие пришли к выводу, что американские женщины в целом нездоровы и не в форме. Одним из таких критиков был врач Бруно Гебхард, глава Кливлендского музея здоровья, который сетовал на то, что послевоенные женщины в большинстве своем были непригодны для службы в армии, укоряя их тем, что "непригодные - это и плохие производители, и плохие потребители". Его решение заключалось в том, чтобы больше внимания уделять физической подготовке.

Интерпретация Дэниелса была прямо противоположной. Склонность мыслить категориями "среднего человека" - это подводный камень, в который попадают многие люди", - писал Дэниелс в 1952 году. "Найти среднего летчика практически невозможно не потому, что в этой группе есть какие-то уникальные черты, а из-за большой изменчивости размеров тела, которая характерна для всех людей".

Вместо того чтобы предложить людям больше стремиться соответствовать искусственному идеалу нормальности, анализ Дэниелса привел его к контринтуитивному выводу, который служит краеугольным камнем этой книги: любая система, созданная вокруг среднего человека, обречена на провал.

Дэниелс опубликовал свои выводы в технической записке ВВС 1952 года под названием "Средний человек"? В ней он утверждал, что если военные хотят улучшить показатели своих солдат, включая пилотов, им необходимо изменить дизайн любой среды, в которой эти солдаты должны работать. Рекомендуемые изменения были радикальными: среда должна соответствовать индивидуальным, а не средним показателям.

Удивительно - и к их чести - ВВС приняли аргументы Дэниелса. "Все старые разработки ВВС были основаны на поиске пилотов, которые были похожи на среднего пилота", - объяснил мне Дэниелс. "Но как только мы показали им, что средний пилот - бесполезная концепция, они смогли сосредоточиться на подборе кабины под конкретного пилота. И тогда все стало получаться лучше".

Отказавшись от среднего пилота как эталона, ВВС совершили качественный скачок в своей философии проектирования, в центре которого оказался новый руководящий принцип: индивидуальная подгонка. Вместо того чтобы подгонять человека под систему, военные стали подгонять систему под человека. В кратчайшие сроки ВВС потребовали, чтобы все кабины были рассчитаны на пилотов, чьи размеры входили в диапазон от 5 до 95 процентов по каждому измерению.

Когда производители самолетов впервые услышали об этом новом требовании, они стали возражать, настаивая на том, что это будет слишком дорого и потребуются годы для решения соответствующих инженерных проблем. Но военные отказались идти на попятную, и тогда - к всеобщему удивлению - авиационные инженеры довольно быстро придумали решения, которые были одновременно дешевыми и простыми в реализации. Они разработали регулируемые сиденья - технологию, которая сегодня является стандартной во всех автомобилях. Они создали регулируемые педали. Они разработали регулируемые ремни для шлемов и летных костюмов.

Как только эти и другие конструкторские решения были внедрены, производительность пилотов резко возросла, и американские ВВС стали самыми доминирующими военно-воздушными силами на планете. Вскоре все подразделения американских вооруженных сил опубликовали руководства, в которых говорилось, что снаряжение должно соответствовать широкому диапазону размеров тела, а не стандартизироваться по среднему размеру.

Почему военные так быстро решились на столь радикальные перемены? Потому что изменение системы не было интеллектуальным упражнением - это было практическое решение неотложной проблемы. Когда пилоты, летящие со скоростью, превышающей скорость звука, должны были выполнять сложные маневры, используя сложный набор органов управления, они не могли позволить себе, чтобы какой-либо индикатор находился вне поля зрения или переключатель был недосягаем. В условиях, когда решения в доли секунды означали разницу между жизнью и смертью, пилоты были вынуждены действовать в условиях, которые уже были настроены против них.

Отрывок из книги "Конец среднего" Л. Тодда Роуза © 2016. Опубликовано издательством HarperCollins Publishers Ltd.
Page generated Jan. 25th, 2026 05:26 pm
Powered by Dreamwidth Studios